Образование, технологии, государство: на секции Кластера «РАЭК / EdTech» обсудили перспективы развития GR-направления в 2023 году
24 мая в рамках Российского Интернет Форума прошла секция Кластера «РАЭК/ EdTech». Модератором встречи выступила сопредседатель Кластера и GR-директор «Нетологии» — Валентина Куренкова. Участники сессии расставили все точки над i в сфере онлайн-образования и взаимодействия с государством.
Рынок EdTech за прошедший год самостоятельно вырос на 10-20%, что в значительной степени отличается от темпов роста прошлых лет. Тем не менее, рынок также становится зрелым, растёт его объем и влияние на государство. Государство, академические институты и частные образовательные компании нацелены на конструктивный диалог, а как его выстраивать — обсудили участники дискуссии секции Кластера «РАЭК/ EdTech» 24 мая, в первый день 27-го Российского Интернет Форума.
Валентина Куренкова, модератор встречи, подчеркнула: «В последнее время мы наблюдаем некоторое падение динамики роста EdTech, и это стимулирует игроков рынка выходить на новые партнерства и коллаборации, больше взаимодействовать друг с другом, государством и системой образования, внедрять новые технологии и искать новые голубые океаны. Считаю, что 2025 год должен стать новым стартом для прорывного роста EdTech, а за последующие два года игрокам рынка предстоит сделать много домашней работы, как в части новых технологий, так и в части регулирования рынка образования».
Общую ситуацию по рынку онлайн-образования прокомментировал и Владимир Синицын, операционный директор Bang Bang Education (входит в Ultimate Education). «Сегодня рынок в целом стабилизируется, игроки рынка делают фокус на качество: наблюдается значительный сдвиг от роста, обусловленного количеством, к росту, обусловленному качеством. Edtech-компании все больше фокусируются на предоставлении персонализированных, эффективных образовательных решений. При этом анализ данных Smart Ranking за первый квартал по EdTech-рынку показывает, что 9 из 10 топ школ в ДПО выросли год к году. Если говорить о динамике роста, то 20-30% в год — это нормальный уровень роста для рынка ДПО с учетом его развития и различных внешних факторов. И мы думаем, что эта динамика сохранится», ― поделился своим мнением эксперт в ходе сессии Кластера.
Одной из основных тем обсуждения стали правила взаимодействия с государством. В нынешней обстановке бизнесу надо быть гибким и уметь подстраиваться под новые условия, выдвигаемые государством. Алексей Половинкин, генеральный директор ООО «Цифровое образование», отметил: «В текущих условиях взаимодействие в государством – важное условие для развития бизнеса. GR в EdTech – молодое направление, поэтому не все всегда понимают, как правильно и эффективно строить диалог с регулятором. Тем, кто еще этим не занимается, придется очень быстро учиться, чтобы продолжать развитие».
Опыту работы малого бизнеса в сфере онлайн-образования также нашлось место и время для обсуждения на секции. Так, Павел Шклюдов, исполнительный директор по работе с органами власти ALGORITHMICS, рассказал об опыте небольших брендов отрасли: «Всем частным EdTech компаниям бывает дискомфортно от изменяющихся требований законодательства. Мы стараемся воспринимать их как выписанные лекарства от врача – да, иногда микстура может показаться неприятной на вкус, и мы, зная о ее пользе для здоровья, безоговорочно принимаем ее, наблюдая за улучшением здоровья».
О техниках и стратегиях выживания бизнеса рассказали эксперты на встрече Кластера. Кроме того, секция была особенно полезна студентам, ведь немалое внимание уделялась взаимодействию рынка EdTech с платформами онлайн-образования. Так, Надежда Галкина, руководитель направления «Высшее образование» Skillbox рассказала о преимуществах дистанционного образования: «Мы видим большой потенциал в смешанном формате обучения. EdTech сегодня делает первые шаги в обучении жителей разных городов России цифровым профессиям в офлайн-среде. Так, синергия подходов поможет нам за короткий срок сделать актуальное образование еще более доступным — это образование 360. Кроме того, офлайн-школы позволяют создать площадку для диалога между компаниями и соискателями, между учащимися. Так, мы мы запустили «Продлёнку» — масштабную офлайн-встречу учащихся, которая пройдет одновременно в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Краснодаре, Казани, Новосибирске, Красноярске, Ростове-на-Дону и Тюмени. Мы собираемся в офлайне, чтобы познакомиться с нашими студентами и познакомить студентов друг с другом. Это также возможность поделиться идеями, завести полезные знакомства».
Иван Зилотов, директор по развитию и партнерским отношениям, Профилум подчеркнул важность профориентационных институтов для отрасли: «Положение профориентации как инструмента на стыке экономики, образования и внутренней политики определяет дальнейшую перспективу развития этого направления. В перспективе ближайших трех лет профориентация будет активно развиваться и может стать одним из важных и эффективных инструментов для решения социально-экономических задач нашей страны. Так, сейчас мы наблюдаем дефицит кадров и компетенций. Как сообщает Минтруд, к 2030 году российской экономике понадобится еще 2,5 млн специалистов. Чтобы удовлетворить такой масштабный запрос, на рынок регулярно должны входить высококвалифицированные специалисты. В этом вопросе профориентация выполняет важную роль. Также важна и предиктивная аналитика рынка труда. Она позволяет прогнозировать профициты и дефициты кадров с учетом трендов экономики и меняющихся запросов. Поэтому так важно, чтобы детей начинали готовить к будущей профессии еще со школы и помогали им определить те сферы, где они могут раскрыть свои таланты, реализовать свои интересы и которые при этом будут востребованы».
Жанна Мекалина, директор школы креативных технологий TUMO Moscow, прокомментировала сложности развития комьюнити сегодня: «Правильно выстроенная коммуникация между студентами и преподавателями влияет на такие показатели бизнеса, как удержание, возвращаемость, лояльность клиентов. Она существенно сокращает расходы на маркетинг и привлечение клиентов. При этом качественное комьюнити основано прежде всего на осмысленности: важно понимать цель, определить правильный формат и платформу, а также придерживаться постоянства и регулярности действий. При этих условиях комьюнити будет не просто классной фишкой, но и важным бизнес активом, приносящим реальную выручку».
Эксперты обсудили технологии, которые значительно облегчат жизнь обучающимся, а также сложности и пути решения проблем взаимодействия студентов и преподавателей в онлайн-формате.
Хотите также активно проводить свои рабочие будни? Присоединяйтесь к Клубу РАЭК, объединению профессионалов всего цифрового контура России. Подробнее: https://raec.ru/clusters/raec-club/
Организатор РИФ 2023 – РАЭК, поддержку оказывают Минцифры России и АНО «Цифровая Экономика», VK и Координационный центр доменов .Ru / .РФ, ведущие технологические игроки, работающие на российском рынке, а также многие представители отрасли цифровой экономики и смежных отраслей.
О КЛАСТЕРЕ «РАЭК / EdTech»
Кластер «РАЭК / EdTech» призван объединить ведущие организации из образовательной индустрии для обмена опытом с экспертными советами (в том числе, и государственных органов), специализированных министерств и представителей бизнеса. Кластер нацелен на содействие цифровизации сегмента, решение актуальных проблем, поиск новых подходов в онлайн-обучении, объединение ведущих игроков рынка и многое другое. Подробнее: https://raec.ru/clusters/edtech/